ТЕМА: «ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ»
Задачи:
1. Образовательные:
- продолжить развитие понятия о морфологических категориях имени существительного;
- знать, на чем основываются различия между одушевленными и неодушевленными именами существительными;
- уметь находить олицетворения и определять их роль в тексте;
2. Развивающие:
- продолжить развитие монологической речи, навыков выразительного чтения;
- продолжить развитие памяти, мышления, внимания, воображения;
3. Воспитывающие:
- продолжить воспитание положительного отношения к русскому языку как учебному предмету;
- продолжить воспитание любви к родной природе через стихотворения С. Есенина.
Цели:
- знать понятие «одушевленные», «неодушевленные» существительные;
- знать, на чем основываются различия между одушевленными и неодушевленными существительными (морфологические особенности);
- иметь представление об использовании приема олицетворения в художественной литературе.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения и учения: проблемно – сообщающие, частично – поисковые, исследовательские, словесно – дедуктивные, словесно – традуктивные, наглядно – дедуктивные, практически – традуктивные, практически – индивидуальные.
Оборудование: доска с записями; заготовки текста; учебник «Русский язык», 5 класс, под редакцией М.М. Разумовской; «Литература», 5 класс, часть вторая, под редакцией Курдюмовой; схема – опора «Морфологические особенности одушевленных и неодушевленных имен существительных».
1. Организация начала урока
2. Целеполагание
3. Проверка домашнего задания
- Какое задание вы должны были выполнить дома?
- Давайте проверим, как вы справились с домашним упражнением.
(К доске вызывается 3 ученика).
- Опираясь на вопросы на стр. 253 учебника, составьте лингвистический текст «Понятие об имени существительном»
4. Актуализация
- Знакома ли вам тема урока?
- В чем смысл терминов «одушевленные» и «неодушевленные» существительные?
- Приведите примеры из домашнего упражнения, свои примеры.
- Используя речевые модели, предлагаемые в упр. 672, расскажите какие имена существительные называются одушевленными, а какие – неодушевленными.
5. Изучение нового материала
- Посмотрите на цели урока и скажите, что нового должны мы узнать?
- Проведем эксперимент. (К доске выходят 2 учащихся).
Просклоняйте существительные «Капли» и «Петухи».
- Выделите окончания. Проверьте друг друга.
- Кто увидел особенности склонения этих существительных?
- Что можно сказать о первом слове, и о втором?
- Какой вывод мы можем сделать?
РАБОТА СО СХЕМОЙ:
Одушевленные Неодушевленные
Р = В И = В
- Давайте проверим себя по учебнику
- Сейчас я прочитаю отрывок из стихотворения Сергея Есенина, вы внимательно послушайте. Ответьте на вопрос: «Какой прием использует С.Есенин для описания природы?»
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
- Дайте определение олицетворения. Приведите примеры олицетворения.
- Давайте проверим, правильно ли мы сказали.
6. Заключение
1/ Прослушайте текст. Какое настроение он передает?
- Так ли?
- Так ли?
- Так ли? -
Спрашивают капли.
Сыплются горошком
По крышам, по окошкам.
Петухи и куры
Недовольны, хмуры,
Мокрою семейкой
Зябнут под скамейкой.
- Так ли?
- Так ли?
- Так ли? –
Спрашивают капли.
Глазки умывают
Лютики и мак.
Весело кивают:
- Так!
- Так!
- Так!
(В. Бардадым).
2 / Какая картина возникает в вашем воображении?
3 / С помощью каких выразительных средств автор передает состояние природы?
4 / Найдите существительные, определите одушевленные или неодушевленные. Докажите.
5 / Запишите сочетание слов, которые иллюстрируют прием олицетворения. С помощью какой части речи строится олицетворение?
6 / Внимательно прочитайте стихотворение про себя. Попробуйте найти подходящий тон для чтения.
- Кто лучше прочитал стихотворение?
- Какую роль олицетворения играют в тексте?
7. Итог
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
- Что нового вы узнали?
8. Домашнее задание