Cайт Савровой Елены Анатольевны - Одушевленные и неодушевленные имена существительные. 5 класс
Пятница, 31.10.2014, 14:09
сайт Савровой Елены Анатольевны
Приветствую Вас Гость



Одушевленные и неодушевленные имена существительные. 5 класс
ТЕМА: «ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ»

Задачи:

1.    Образовательные:
- продолжить развитие понятия о морфологических категориях имени существительного;
- знать, на чем основываются различия между одушевленными и неодушевленными именами существительными;
- уметь находить олицетворения и определять их роль в тексте;

2.    Развивающие:
- продолжить развитие монологической речи, навыков выразительного чтения;
- продолжить развитие памяти, мышления, внимания, воображения;

3.    Воспитывающие:
- продолжить воспитание положительного отношения к русскому языку как учебному предмету;
- продолжить воспитание любви к родной природе через стихотворения С. Есенина.


Цели:

- знать понятие «одушевленные», «неодушевленные» существительные;
- знать, на чем основываются различия между одушевленными и неодушевленными существительными (морфологические особенности);
- иметь представление об использовании приема олицетворения в художественной литературе.


Тип урока: комбинированный.

Методы обучения и учения: проблемно – сообщающие, частично – поисковые, исследовательские, словесно – дедуктивные, словесно – традуктивные, наглядно – дедуктивные, практически – традуктивные, практически – индивидуальные.

Оборудование: доска с записями; заготовки текста; учебник «Русский язык», 5 класс, под редакцией М.М. Разумовской; «Литература», 5 класс, часть вторая, под редакцией Курдюмовой; схема – опора «Морфологические особенности одушевленных и неодушевленных имен существительных».

1.    Организация начала урока
2.    Целеполагание 
3.    Проверка домашнего задания

- Какое задание вы должны были выполнить дома? 
- Давайте проверим, как вы справились с домашним упражнением.
  (К доске вызывается 3 ученика).

- Опираясь на вопросы на стр. 253 учебника, составьте лингвистический текст «Понятие об имени существительном»


4.    Актуализация

- Знакома ли вам тема урока?
- В чем смысл терминов «одушевленные» и «неодушевленные» существительные?
- Приведите примеры из домашнего упражнения, свои примеры.
- Используя речевые модели, предлагаемые в упр. 672, расскажите какие имена существительные называются одушевленными, а какие – неодушевленными.


5.    Изучение нового материала

- Посмотрите на цели урока и скажите, что нового должны мы узнать?
- Проведем эксперимент. (К доске выходят 2 учащихся).
  Просклоняйте существительные «Капли» и «Петухи».
- Выделите окончания. Проверьте друг друга.
- Кто увидел особенности склонения этих существительных?
- Что можно сказать о первом слове, и о втором?
- Какой вывод мы можем сделать?


РАБОТА СО СХЕМОЙ:

  Одушевленные    Неодушевленные
   
       Р = В                   И = В


- Давайте проверим себя по учебнику
- Сейчас я прочитаю отрывок из стихотворения Сергея Есенина, вы внимательно послушайте. Ответьте на вопрос: «Какой прием использует С.Есенин для описания природы?»

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

- Дайте определение олицетворения. Приведите примеры олицетворения.

- Давайте проверим, правильно ли мы сказали.


6.    Заключение

1/ Прослушайте текст. Какое настроение он передает?

- Так ли?
  - Так ли?
    - Так ли? -

Спрашивают капли.
Сыплются горошком
По крышам, по окошкам.

Петухи и куры
Недовольны, хмуры,
Мокрою семейкой
Зябнут под скамейкой.

- Так ли?
  - Так ли?
    - Так ли? –

Спрашивают капли.
Глазки умывают
Лютики и мак.
Весело кивают:
  
- Так!
  - Так!
    - Так!
  (В. Бардадым).

2 / Какая картина возникает в вашем воображении?
3 / С помощью каких выразительных средств автор передает состояние природы?
4 / Найдите существительные, определите одушевленные или неодушевленные. Докажите.
5 / Запишите сочетание слов, которые иллюстрируют прием олицетворения. С помощью какой части речи строится олицетворение?
6 / Внимательно прочитайте стихотворение про себя. Попробуйте найти подходящий тон для чтения.

- Кто лучше прочитал стихотворение?
- Какую роль олицетворения играют в тексте?


7.    Итог

- О чем мы сегодня говорили на уроке?
- Что нового вы узнали?

8.    Домашнее задание

Статистика


Онлайн всего: 0
Гостей: 0
Пользователей: 0
free counters
Free counters
Copyright MyCorp © 2014 | Конструктор сайтов - uCoz