Суббота, 20.04.2024, 13:34
сайт Савровой Елены Анатольевны
Приветствую Вас Гость



Профессионализм учителя

Профессионализм учителя как явление педагогической культуры

Что такое педагогическое мастерство? По каким критериям оно измеряется? Есть ли они вообще, критерии педагогического мастерства? Ведь результат педагогического труда появляется не сразу. Это долгий многогранный процесс. Что здесь самое главное? Диплом учителя? Нет, это не основное. Никто не может добиться авторитета только потому, что он занимает определенную должность, имеет диплом об окончании ВУЗа. 


Мое педагогическое кредо.

Три моих « всегда» и три моих « никогда»:

  • Всегда быть настроенной на восприятие психологического состояния ученика и вовремя прийти ему на помощь;
  • Всегда уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для его самоутверждения и самореализации;
  • Всегда вселять и поддерживать оптимистическое отношение к событиям;
  • Никогда не быть равнодушной к состоянию, поступкам и высказываниям детей;
  • Никогда не допускать ощущения превосходства учителя над школьником, одного ученика над другим;
  • Никогда не оставлять ученика в состоянии безысходности и беспомощности.

Что же определяет успех урока и мастерство учителя? Рецепты есть в медицине, а в педагогике готовых рецептов нет. Каждый урок - это произведение искусства. Мастерство учителя - это не % успеваемости и качества, это объясняется особыми свойствами личности учителя, принципиально новыми подходами к уроку, к ученику. Прежде всего, это жизненность цели. Стремлюсь помочь подросткам увидеть в своем предмете то, что может быть приложено к жизни каждого человека и к их жизни, что цель всех, кто приходит в этот мир - постоянно стремиться к нравственным истинам. И если это стремление есть, оно будет определять каждое слово, каждый вопрос, каждый прием, который мы применяем на уроке.
   
Применяя современные технологии обучения, за основу все-таки беру традиционный урок с выработанной своей системой, и все, что ново, интересно и полезно, с удовольствием применяю. Свою задачу вижу не в том, чтобы научить точным знаниям , а скорее ориентироваться в огромном мире информации, выбирать главное, знать и понять взаимосвязи и причины. Каждое новое поколение имеет что-то новое, приходится подстраиваться и учиться чему-то у них. Я за педагогику сотрудничества. Наше кредо "обучая, мы учимся сами". 
Поэтому часто применяю поисково-исследовательские методы работы, работа с дополнительными источниками знаний, энциклопедиями и т.д. Использую и групповые формы работы с элементами поисково-исследовательской деятельности, где на уроках решаются не только учебные, но и воспитательные задачи. За год провожу серию необычных уроков - уроки-ярмарки, - путешествия, - мозаики, - выставки, - мониторинги и т.д., чтобы занятия были интереснее, чтобы выйти из сферы повседневности, монотонности, будничности. Это воспитывает в детях интерес, любовь к красоте, романтике, общению, новизне.
Девизом для ребят в своей работе использую слова :"Не говори - не умею, говори - научусь".
"Чтобы детям было интересно учиться, вовсе не обязательно делать каждый урок занимательным. Секрет интереса вовсе не в занимательности, а в успехах детей, в их ощущении роста, движении, достижения трудового. Вчера не понимал - сегодня понял. Вот где радость! Вчера не умел - сегодня научился. Вот в чём счастье! Выходит, чтобы дети хорошо учились, надо, чтобы они…хорошо учились" (В. А. Сухомлинский)
Гораздо большего успеха в воспитании и обучении ребенка можно добиться в сотрудничестве и взаимопонимании учителя и родителей. Нет для учителя большей награды, чем слова благодарности ученика или его родителей, осознание того, что ты правильно направил или вложил хоть небольшую частицу добра или помог сделать выбор. У каждого ребенка есть те или иные способности, которые надо вовремя разглядеть и постараться развить. А как развить или поддержать старательность и интерес ребенка - это талант учителя, его профессиональная "изюминка", его стремление к ситуации успеха, его доброе слово, его поддержка, похвала, сотрудничество.
В этом году одним из важнейших направлений моей работы является использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства развития личности.

Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой, кроме того, учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. 
Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ, которые использую во время урока для активизации познавательной деятельности учащихся: при изложении нового материала - визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point); закреплении изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы); система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы); самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы); тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).
На уроках использую следующие приемы ИКТ:
1.    учебно-тренировочный центр \7 компьютеров\ - вырабатываются умения решать тесты по русскому языку и литературе, используя сайты Интернета;
2.    тестовый компьютер - позволяет проводить тестирование школьников по программе русского языка и литературе с выставлением отметок по пятибалльной шкале \по типу ЕГЭ\ по любой теме;
3.    демонстрация озвученных уроков, созданных учителем в электронном варианте, используя ресурсы Интернета;
4.    поиск обучающимися интересных фактов, примеров по заданной теме, используя ресурсы Интернета;
5.    домашние заготовки из интернета (организация мультимедийной поддержки сообщений, докладов, индивидуальных и творческих заданий);
6.    создание презентации, буклета ( учителем - презентаций к таким разделам курса литературы, как изучение биографии писателя, обзорные темы, вступительные занятия, посвященные историко-культурной характеристике эпохи; учащимися - презентаций по изучению жизни и творчества писателя, анализу произведения);
  7. создание проектов на основе интернет ресурсов ("Перекличка поколений". (Как вопрос о назначении поэта и поэзии звучит у поэтов разных поколений: у поэтов-декабристов, в поэзии Н.А.Некрасова, в творчестве В.В.Маяковского, Е.Евтушенко; Страницы жизни И.С.Тургенева).
 Учащимся предлагаю следующие задания:
1.    Используя ресурсы Интернета, создайте мультимедийную галерею портретов изучаемого автора и его родственников, близких друзей. 
2.Видеоряд, анимации, различные картинки, аудиофайлы дают возможность, например, на литературе сделать интереснейшие уроки по биографии писателей, сравнить интерпретацию литературных произведений в кино с художественным текстом. Можно послушать голос писателя, всё это компактно хранится в компьютере учителя. Кроме того, учитель может делать и свои документальные фильмы о писателях и поэтах, проводить заочные экскурсии по литературным местам, создавать презентации-игры! Это повышает интерес к уроку не только ребят, но и учителя! Ребята тоже включаются в процесс и создают свои проектные работы, например, рекламу о русском языке, или проект и газету "За чистоту русского языка". Ученики с удовольствием слушают стихи в авторском или актерском исполнении, знакомятся с музыкальными произведениями, написанными на эти стихи. А просмотр экранизированных художественных произведений, используемый в учебных целях, помогает учащимся понять глубину и сложность творчества того или иного писателя. Уроки русского языка и литературы должны содержать много дополнительного и иллюстративного материала. В этом помогают и сеть, и электронные учебные пособия. 
Использование презентаций позволяет:
•    дать больший по объему материал; использовать больше наглядного материала, алгоритмы, таблицы. В своей работе я использую презентации нескольких видов: 
•    а) к уроку - школьная лекция. Видеоряд с иллюстрациями, схемами, таблицами, тестами и т.п. Необходимые слайды выводятся на экран по мере необходимости, что позволяет поэтапно рассматривать основные вопросы темы. Здесь же используются слайд – задание; 
•    б) презентации - экскурсии - на уроках литературы;
•     в) домашние презентации учеников. Они позволяют учащимся более качественно проиллюстрировать свое сообщение или ликвидировать пробелы в знаниях.
Дополнительный материал, интересные учебники, грамотные тренажеры, тесты для контроля знаний, мультимедийные проекторы - все это увлекает ребят, делает урок живым, запоминающимся, высвобождает время учителя, улучшает взаимопонимание его с учениками. 
Уроки с применением компьютера становятся приоритетными и для учителя, и для ученика. Здесь возможно соединить движение, изображение, звук, что действует на все органы восприятия ребенка и лучше запоминается. Можно совершать путешествия по разным странам и знакомить учащихся с мировыми шедеврами архитектуры, скульптуры, изобразительного искусства, литературы. Учитель может остановить мгновение с помощью пульта и обратить внимание учащихся на определенное явление литературы. Мультимедийные и интерактивные модели, разнообразный иллюстративный материал поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.
Учителю необходимо учить детей работать с информацией в глобальной сети, критически относиться к ней, подвергая анализу и творческому осмыслению. Как решить проблему скачивания готовых сочинений? Надо показать, что ученик может написать лучше, интереснее. Поэтому скаченные сочинения надо всегда анализировать, проводить работу над ошибками.
Чтобы узнать, достоверна ли скаченная информации, надо обратиться к электронному учебнику. Он сможет подсказать, помочь отличить научную информацию от суждений и субъективных, антинаучных мнений. В электронных учебниках есть уже необходимые отсылки, большой справочный, иллюстративный, музыкальный ряд, развернутый методический аппарат, тесты, рабочие тетради.

Преимущество интернет - ресурсов в том, что они 
1.    способствуют совершенствованию практических умений и навыков;
2.    позволяют индивидуализировать процесс обучения;
3.    повышают интерес к урокам русского языка и литературы;
4.    активизируют познавательную деятельность учащегося;
5.    развивают их творческий потенциал;
6.     делают урок современным.


  Проводимая работа дает свои результаты. Повысилось качество образования. Выпускники успешно сдают экзамены по русскому языку в формате ЕГЭ, участвуют и побеждают в предметных олимпиадах по русскому языку.
Применение интернет - ресурсов позволило ребятам принимать участие в различных сетевых конкурсах. Компьютерные технологии позволили перейти к новым формам обучения.


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
free counters
Free counters
Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz