Вторник, 23.04.2024, 23:37
сайт Савровой Елены Анатольевны
Приветствую Вас Гость



Я - гражданин России

Я — гражданин России


Цель: Формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений учащихся о юридическом и духовно-нравственном смысле понятия «гражданин».
Форма: Классный час-размышление.

  Россия без каждого из нас обойтись может,
  никто из нас без нее не может обойтись.
  И.С. Тургенев
Подготовительный этап
1.    В ходе подготовки к классному часу проводится
конкурс рисунков «Люблю тебя, мой край родной ».
2.    Учащиеся готовят сообщения на темы: 
•    «Кто такой настоящий гражданин России?»
•    «Гражданином быть обязан».

Ход классного часа
Вступительное слово учителя
Классный час учитель может начать с чтения стихотворения Р. Сефа.
Кто по улице идет?
Необычный пешеход.
У него пятьсот имен:
На заводе слесарь он. В яслях он —
Родитель,
В кинотеатре —
Зритель.
А пришел на стадион —
И уже болельщик он.
Он кому-то
Сын и внук,
Для кого-то
Близкий друг.
Он мечтатель
В дни весны.
Он военный
В час войны.
И всегда, везде и всюду
Гражданин
Своей страны.
Обращаясь к теме классного часа, учитель акцентирует внимание на особой важности изучения данной проблемы для становления личности гражданина России и организует обмен мнениями уча¬щихся по вопросам:
•    Кто такой гражданин?
•    Кого можно назвать настоящим сыном своего отечества?


Учитывая то, что шестиклассники еще не знакомы с основами правового статуса личности гражданина РФ, необходимо разъяснить, что понятие «гражданин» имеет юридическое и нравственное толкование.
В юридическом смысле «гражданин» — это человек, который обладает правами, свободами, несет определенные обязанности в обществе. Эти права и обязанности определяются, в первую очередь, основным законом нашего государства — Конституцией Российской Федерации.
Среди важнейших прав — право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободный труд, право на отдых, свободу слова, свободу совести и т.д.
Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола, образования, языка, вероисповедания.
К основным обязанностям граждан России относятся:
•    соблюдать Конституцию и законы России;
•    уважать права и свободы других людей;
•    защищать Отечество;
•    платить налоги;
•    сохранять природу и окружающую среду;
•    заботиться о детях, их воспитании, образовании и т.д.;
•    заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.
В полном объеме гражданин Российской Федерации может осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.

А можно ли вас назвать гражданами России?
По общему правилу гражданство детей зависит от гражданства родителей. Наше законодательство о гражданстве в полной мере соответствует требованиям Всеобщей декларации прав человека, в ко торой записано:
 «Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства».
Итак, если ребенок родился у родителей, являющихся гражданами РФ, он становится гражданином РФ независимо от того места, где он появился на свет. Если один из родителей ребенка является гражданином РФ, а другой — лицом без гражданства, ребенок тоже является гражданином РФ.
Учитель может разъяснить детям и некоторые другие положения приобретения гражданства Российской Федерации по рождению. Допустим, один из родителей ребенка является гражданином РФ, а другой — иностранным гражданином. То ребенок становится российским гражданином в том случае, если он родился на территории России, в ином случае он станет лицом без гражданства.
Ребенок, родившийся на территории РФ у родителей, состоящих в гражданстве других государств, является гражданином РФ, если государства, чьими гражданами являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства. Является гражданином РФ и ребенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства, а также ребенок, находящийся на территории РФ, если оба его родителя неизвестны. Во всех этих случаях действует «принцип почвы».


По общему правилу гражданство детей, не достигших 14 лет, следует гражданству родителей, т.е. при изменении гражданства родителей изменится и гражданство детей. А вот у несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет при изменении гражданства необходимо спрашивать их согласие. 
Давая гражданство, государство обязуется окружить своих граждан заботой и вниманием. Мы иногда этого не замечаем, потому что в нашей стране еще много нерешенных проблем. Но забота о своих юных гражданах является для нашего государства одним из самых главных приоритетов.

Подумайте и скажите, в чем проявляется забота государства о вас, как о своих гражданах?
А теперь попытаемся понять, в чем духовно-нравственный смысл понятия «гражданин»?
Для российского общества всегда было важно не столько юридическое определение понятия «гражданин», сколько его духовно-нравственный смысл. Вспомним строки Н. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан».
Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны. На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающих в ней, гордились своей принадлежностью к России и ее истокам, корням, отдавали свои знания и талант на благо Отечества, а в годы суровых испытаний, не задумываясь, отдавали свои жизни за Родину. Может быть, поэтому так трудно понять иностранцам «загадочную русскую душу».
Примеров высокой гражданственности немало и в наши дни, когда Россия переживает не самые легкие времена и многие с пренебрежением, высокомерием, равнодушием относятся к Отечеству.
Весь мир с замиранием сердца следил за событиями, связанными с захватом заложников Театрального центра на Дубровке в Москве в октябре 2002 г.

 
 
 
 
 
 
 
3 года спустя:
 
 
 
В первые часы кризиса главной задачей было вывести из-под удара детей. Спустя сутки террористы отпустили группу детей. Одна из девочек, выходя из здания, прижимала к себе плюшевую игрушку. Ее мама в тот момент оставалась в плену.
Трагические события в Москве показали России ее настоящих героев. Это не только бойцы спецназа, но и те, кто спасал жизнь людям. Двое суток лечил людей в осажденном здании знаменитый детский врач Леонид Рошаль. За один день он вывел из здания восемь детей.*

Потом доктор Рошаль, побывавший не в одной «горячей точке» и спасший сотни детских жизней, расскажет журналистам: «Бандиты разговаривали жестко, очень жестко. У человека перитониальные боли в животе — надо делать операцию, иначе умрет. «Ну и что, — говорит один. — Я его сам пристрелю, чтобы быстрее умер». И что это так, это показала жизнь».
Душное помещение, все время горит свет. Люди прикованы к своим креслам. Нельзя вставать, передвигаться, спорить. На них нацелены автоматы, и женщины-террористки в любую секунду готовы нажать на кнопку. Вот то, что увидел Леонид Рошаль, когда вошел в здание. Неизбежный расстрел заложников террористы репетировали при нем.

Но заложники держались мужественно.
Высвечивается на экране:
«Я вообще ничего не боюсь», — повторяет Леонид Рошаль. Не боялся, когда его шесть часов не выпускали из здания, когда после этого пришлось оперировать раненного в кисть боевика.
«Когда они не отдавали наших детей, и мы стали говорить об отношении к детям, я сказал, что имею право говорить об этом. Я лечил всяких детей, в том числе и чеченских». — «Как чеченских?» — «Вот так, во время первой чеченской войны. В Ачхой-Мартане, в Гудермесе. Если не верите, позвоните по телефону, у вас же есть телефоны, и спросите, кто такой Рошаль и что он делал у вас».
Вместе с доктором Рошалем фактически под дулом автоматов оказывали помощь заложникам врачи М.А. Школьникова, Ф. Шахова, А. Панов, В. Пономарев и погибший после штурма О. Магерламов. Их доктор Рошаль назвал настоящими героями. А о себе профессор, доктор медицинских наук, хирург и педиатр с мировым именем сказал так: «Я не герой, таких, как я, сотни».
(По материалам агентства Mednovosti.ru)

Разговор о настоящем гражданине можно продолжить рассказом об одном из самых замечательных людей XX в. — об академике Андрее Дмитриевиче Сахарове. Он родился в 1921 г., а умер 14 декабря 1989-го.
Сейчас Сахарова во всем мире называют Великим Гражданином, Совестью народа. Ничего почетнее человек заслужить не может. Но так было не всегда. Жизнь Сахарова была очень нелегкой.
 

Он был крупнейшим ученым современности, автором выдающихся работ по физике элементарных частиц и космологии, «отцом» советской водородной бомбы. Он изобрел ее, считая, что тем самым укрепит могущество своей Родины и никто никогда не посмеет напасть на нас. Он удостоился большого количества наград от Правительства СССР, а звание Героя Социалистического Труда ему было присвоено трижды.
Однако свою почетную награду, пожалуй, самую почетную в мире — Нобелевскую премию мира, он получил не за научные достижения, а за общественную, гражданскую деятельность, как выдающийся защитник прав и свобод человека. Именно в связи с этой деятельностью его ожидали самые тяжелые испытания, а имя его стало бессмертным.
Главной чертой личности А.Д. Сахарова была любовь к людям, понимание ценности жизни каждого человека. Он умел поставить себя на место другого, понять боль человека, сочувствовать, сострадать и быть милосердным, так как он был гуманистом. И в этом, наверное, следует искать разгадку тайны личности академика А.Д. Сахарова, ответ на вопрос, почему выдающийся физик стал выдающимся правозащитником.
Он был патриотом, испытывал глубокую боль за Отечество, не мыслил себя без него, всегда стремился к его возвышению, к тому, чтобы граждане страны жили свободно и достойно.
Он находил ответы на самые сложные вопросы. Все его работы, выступления подсказывают, как следует поступать, чтобы выжить и жить, чтобы жизнь была достойной, свободной, справедливой. «Главное, — утверждал Сахаров, — это человек: надо защитить человека, надо первой заботой государства и общества сделать интересы человека». Но, призывая бороться против несправедливости, Сахаров никогда не звал к насилию — экстремизм был ему глубоко чужд.

 Он говорил, что нужно не сокрушать, а созидать, действовать «не дубинкой, а разумом». Нам нужны реформы, а не революции — вот его основная конструктивная, созидательная идея. Нужно спокойно работать, трудиться и спокойно создавать лучшее, более доброе, демократическое общество.
Великий Гражданин не испугался, когда его преследовали, лишили заслуженных наград, оскорбляли, угрожали. Мужество было характерной чертой его личности.

 
 
На экране появляется задание для работы в группах.

Работа в микрогруппах:
1.    Расскажите о настоящих гражданах России в истории и современности (учащиеся используют заранее подготовленный материал).
2.    Выскажите свое мнение, можно ли назвать следующие действия гражданскими поступками:

•    ученики провели субботник по очистке рощи и подготовили обращение к жителям бережнее относиться к зеленым «островкам» своего города;
•    жители одного из микрорайонов города собрались на митинг по поводу сноса детской площадки;
•    молодые люди участвуют в восстановлении храма;
•    ученики взяли шефство над госпиталем ветеранов войны и т.д. (дополните своими примерами).
   
В процессе работы возможен вывод: Гражданские поступки люди могут совершать и не в чрезвычайных обстоятельствах. Все зависит от самого человека, его гражданской позиции, стремления направить свои способности, чувства не только на собственное благо, но и на благо других людей. 

Мини-итоги
Подводя итог разговору на тему «Я — гражданин России» учитель может предложить учащимся самостоятельно сделать выводы о том, какие чувства у них вызвало изучение темы классного часа.
Предложите ребятам обсудить, какой социально значимый проект они могли бы реализовать сами или совместно со взрослыми.

Литература:

1. Горуцкий А.И. Внеклассная работа в школе/ Информатика. Приложение к газете 1 сентября. – 2006. № 10.
2. Кудинова В.И. Внеклассная работа по информатике/ Информатика и образование. –2001. – № 1.
3. Мотуренко Н. В. Завуч. Управление современной школой. 2007. – № 2.
4. Перекрёсток мнений. И всё-таки виртуальность становится реальностью/Директор Автор: Е.В. Галиева




 * Леонид Михайлович Рошаль родился 27 апреля 1933 года в городе Ливны Орловской области в семье военного летчика. В 1957 году закончил II Московский ордена Ленина государственный медицинский институт по специальности "педиатр". В 1988 году, после землетрясения в Спитаке, Рошаль приступил к созданию Всемирной ассоциации неотложной помощи и медицины катастроф. Он возглавил группу врачей, работавших на месте землетрясения в Армении, а также в районе военных действий на Ближнем Востоке и в Югославии. В 1990 году Рошаль стал председателем Международного комитета помощи детям при катастрофах и войнах. В этот комитет вошли известные специалисты-медики со всего мира. Тогда же он возглавил Международный благотворительный фонд помощи детям при катастрофах и войнах. В 1998 году Рошаль дважды отправлялся в Афганистан для оказания помощи детям, пострадавшим в результате землетрясения.В октябре 2002 года Рошаль участвовал в переговорах с террористами, захватившими здание Театрального центра на Дубровке. Благодаря участию Рошаля из здания были выведены восемь детей, а заложникам были переданы вода и медикаменты. В конце лета 2005 года Рошаль вошел в состав Общественной палаты России. Он попал в число 42 человек, назначенных по распоряжению президента России Владимира Путина.

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
free counters
Free counters
Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz