Четверг, 25.04.2024, 10:27
сайт Савровой Елены Анатольевны
Приветствую Вас Гость



Слова категории состояния. Отличие наречий от слов категории состояния

«Слова категории состояния.
  Отличие слов категории состояния от наречий».  7 класс



(Учебно-методический комплекс под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова)

Цель урока: 

  • познакомить со значением слов категории состояния, их грамматическими признаки и синтаксической функцией; 
  • формировать умения различать наречия и слова категории состояния, исследовать (анализировать, сравнивать, обобщать); 
  • воспитывать умения сплоченно и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других. 


Но для этого мы будем работать исследователями.
(Класс разбивается на группы). 
Ребята, прошло уже 2 урока вы немного устали, поэтому чтобы наша работа была продуктивной, потянитесь, повернитесь, опустите правую руку, чтобы достать то, что прикреплено к вашему стулу с обратной стороны. Теперь в зависимости от того фигурка какого цвета И С КАКИМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ ВАМ ДОСТАЛАСЬ, разделитесь на группы. Обратите внимание на экран ,ОН ПОМОЖЕТ ВАМ ОПРЕДЕЛИТЬ НОМЕР ВАШЕЙ ГРУППЫ . 
У кого на фигурке нарисован восклицательный знак, поздравляю вас вы лидер, т. е. консультант группы. Под вашим чутким руководством группа будет выполнять задания. Если группа не только ответит правильно, но и обоснует свой ответ, консультант получит оценку 5.
Приступайте к выполнению задания.

Вы должны работать сплоченно, потому что вы одна команда. Вы вместе читаете и обсуждаете задания, вместе его выполняете, прислушиваясь друг к другу. О выводах группы расскажет кто-то из ее членов. На эту работу вам дается несколько минут. Задания у всех одинаковые и отличаются только примерами.


     Задание 1 группы:
1.    Определите, от какой части речи зависит выделенное слово?
2.    Какой вопрос задается к слову?
3.    Каким членом предложения является выделенное слово?

Он одевается тепло.
Ему тепло.


    Задание 2 группы:
1.   Определите, от какой части речи зависит выделенное слово?
2.   Какой вопрос задается к слову?
3.   Каким членом предложения является выделенное слово?

Они говорили тихо.
В лесу тихо.


     Задание 3 группы:
1.   Определите, от какой части речи зависит выделенное слово?
2.   Какой вопрос задается к слову?
3.   Каким членом предложения является выделенное слово?

Глаза светились радостно.
На душе у ребят радостно.


     Задание 4 группы:
1.   Определите, от какой части речи зависит выделенное слово?
2.   Какой вопрос задается к слову?
3.   Каким членом предложения является выделенное слово?

Врач сделал мне больно укол.
Мне больно.


Члены группы отвечают у доски, подчеркивая цветными мелками Выделенные слова. Ребята, посмотрите внимательно на эти предложения . Что общего между ними?
В предложениях одни и те же слова употребляются в функции как сказуемого , так и обстоятельства.

-Какой вывод можно сделать, глядя на РАЗБОР ВЫДЕЛЕННЫХ СЛОВ? 
 
Одни и те же слова могут быть как сказуемыми, так и обстоятельствами.
Что это за слова?
Могут ли они являться одной и той же частью речи?
Об этом мы с вами прочитаем в учебнике на с.17.

Чтение учебника.
 Так что это за слова? Как они называются? Что они обозначают? 
 А слова , от которых их нужно отличать, какой частью речи являются? Что обозначают наречия?

Для того чтобы научиться отличать слова категории состояния от наречий ,я вам предлагаю алгоритм последовательности действий при анализе слов 

Алгоритм уже лежит на ваших партах, это своего рода шпаргалка, которой вы должны пользоваться, определяя, где наречие, а где слово категории состояния.  
 
АЛГОРИТМ
1.Определить от какой части речи зависит данное слово в предложении?
2.Какой вопрос задается к слову?
3. Что обозначает данное слово?
4. Указать синтаксическую роль слова в предложении.

Внимание на экран: Признаки, различающие наречия от слов категории состояния представлены в таблице. Прочитайте ее и постарайтесь осмыслить, т.к. опираясь на эти признаки, мы будем анализировать материал в дальнейшем.

 Наречия Слово категории состояния
  1. Зависит от глагола.
  2. Обозначает признак действия.
  3. Задается вопрос обстоятельства.
  4. В предложении – обстоятельство.

  1. Независимое слово.
  2. Обозначает состояние природы или живых существ.
  3. Задается вопрос краткого прилагательного.
  4. В предложении –сказуемое.







Действуя по этой таблице, научимся с вами практически отличать слова категории состояния от наречий.

Закрепление нового материала.
Комментированное письмо. 
Итак, будем анализировать слова и сделаем синтаксический разбор предложений.

1. Саша смешно рассказывал о себе.
2. Мне стало смешно.


 Итак, мы с вами выяснили, какие слова являются в предложении словом категории состояния, а какие наречием.
Попробуем найти слова категории состояния в стихотворении М.Ю. Лермонтова.


В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть! 
  М.Ю. Лермонтов.

1.Ребята, понравилось вам это стихотворение? Какое впечатление оно произвело на вас?
2.Какова тема этого стихотворения? 

3.Давайте подумаем, какую роль в тексте выполняют слова категории состояния ?  

Мы с вами закрепили, полученные знания, теперь давайте проверим себя. У вас на столах лежит таблица. В нее вы должны внести номера предложений из упр. № 511. Номера предложений , в которых употребляются наречия, вы вносите в первую колонку, номера предложений , в которых употребляются слова категории состояния, во вторую колонку. Выполняйте. На это задание вам дается 2-3 минуты.

      Предложения с наречиями       Предложения со словами категории состояния  

 




 








Отложите свои листики.

 Наш урок подходит к концу.

  • Достигли мы с вами поставленной цели? Узнали значения слов категории состояния, их грамматические признаки и синтаксическую функцию; реализовали мы цели на уроке?
  • Выработали умения различать наречия и слова категории состояния? 

Ребята, с обратной стороны вашего теста есть рисунок. На нем нарисован бугорок знаний. Нарисуйте себя на бугорке знаний, в какой мере вы усвоили тему 
Посмотрите НА ЭКРАН : ПРОФЕССОР ХОРОШО УСВОИЛ ТЕМУ, ПОЭТОМУ ОН НАХОДИТСЯ НА САМОЙ ВЕРШИНЕ БУГОРКА.

Домашнее задание : Напишите сочинение – миниатюру, начиная его одной из предложенных фраз в упр .№513.

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
free counters
Free counters
Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz