Цель:
- знать особенности предложений с прямым и обратным порядком слов;
- уметь находить в тексте предложения с обратным и прямым порядком слов;
- воспитывать у учащихся способность работать вместе.
Но для этого мы будем работать исследователями.
(Класс разбивается на группы, и каждая группа получает свое задание и старается его выполнить быстро и правильно.)
Вы работаете сплоченно, потому что вы одна команда. Вы вместе читаете и обсуждаете задания, вместе его выполняете, прислушиваясь друг к другу, находите нужные члены предложения, подчеркиваете их, определяете место каждого в предложении, выбираете нужную схему. О выводах группы расскажет кто-то из ее членов. На эту работу вам дается несколько минут. Все карточки содержат один набор вопросов и отличаются только примерами.
Вопросы карточек:
1. Найдите подлежащее и сказуемое в данных предложениях.
2. На каком месте по отношению к сказуемому находится подлежащее?
3. Выберете правильную схему и обоснуйте свой ответ.
Предложения для анализа:
В эту ночь я проснулся от
протяжного и приятного звука.
Я оделся и вышел в сад.
Резкий воздух обмыл лицо – сон сразу прошел.
Карт. 2:
До чего же хорош лес осенью!
Ходите все смело в него, пусть любуется каждый необыкновенной красотой.
Разве
устоит кто перед этим великолепием?!
Карт. 3:
Солнце выйдет из тумана, поля просторные озарит вновь.
Дождик холодный стучал по крышам, ветер с севера
налетал порывами.
Гнулись под ветром ели серебристые.
Карт. 4:
Ветра не было, но все листья на землю осыпались.
К верхушкам берез потянулись солнечные блики.
(Задания групп высвечиваются на кране. Схемы вывешиваются на доске в две колонки.)
Итак, в одной колонке получились иллюстрации к прямому порядку слов, а в другой – к обратному. Как вы думаете, предложение с каким порядком слов чаще употребляются в нашей речи? Почему? ( С целью усилить выразительность речи).
Вот два предложения:
1. Игривый ветер гоняет листву.
2. Листву гоняет ветер игривый.
Какое предложение звучит более ритмично, выразительно? Второе? Разберите его по членам предложения и докажите, что здесь обратный порядок слов.
В литературе есть средства
художественной выразительности, основанное на обратном порядке слов. Какое? Что
же такое инверсия?
Дома вы должны были не только постараться дать определение инверсии, но и привести примеры из художественной литературы.
Давайте сравним ваши ответы с определением, которое дается в словаре литературоведческих терминов (высвечивается на экране):
Инверсия (от лат. inversion - перестановка) – стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок.
Это определение из словаря. Какой это стиль речи? Посмотрите, какой порядок слов использован в определении? Перестройте определение, используя обратный порядок. Что получится? Может такое определение быть в словаре? Почему? А в каком стиле речи наиболее часто употребляются средства художественной выразительности?
Итак, мы выяснили, что инверсия употребляется для большей выразительности, эмоциональности в художественном стиле речи и недопустима в стиле научном.
Давайте попробуем найти прямой и обратный порядок слов в тексте. У вас на столах есть карточки. Прочитайте текст, определите тему текста. Найдите главную мысль этого отрывка и определите стиль текста. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Писать о лесах любимое мое занятие. О судьбах лесов написано не мало но время снов.. и снов.. возвращает нас к этой теме.
Необыкновенно важна роль леса в истории народов и цивилизации в жизни человека и его становлении.
Русский лес… На память приходят слова поэта И.С. Никитина:
Шуми шуми зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
Как вы думаете, где инверсия употребляется чаще – в поэзии или в прозе? Да, конечно, в поэзии.
Теперь давайте проверим себя. Обведите номер того предложения, где есть инверсия (текст на экране и на карточках):
1. Ручей тихо журчал в траве.
2. Вся южная сторона неба густо залита багровым заревом.
3. Растет цветок в тиши нетронутой.
4. Люблю я пышное природы увяданье.
5. Вышел месяц ночью темной.
6. Воробушки игривые, как дети сиротливые, прижались у окна.
( ответы высвечиваются на экране)
Наш урок подходит к концу:
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Чему мы учились на уроке?
Домашнее задание: нарисуйте иллюстрацию к данному стихотворению.