Среда, 24.04.2024, 03:57
сайт Савровой Елены Анатольевны
Приветствую Вас Гость



Прямой и обратный порядок слов в предложении. 8 класс
      "Прямой и обратный порядок слов в предложении". 8 класс

 

Цель:

- знать особенности предложений с прямым и обратным порядком слов;

- уметь находить в тексте предложения с обратным и прямым порядком слов;

- воспитывать у учащихся способность работать вместе.

 

Но для этого мы будем работать исследователями.

(Класс разбивается на группы, и каждая группа получает свое задание и старается его выполнить быстро и правильно.)

Вы работаете сплоченно, потому что вы  одна команда. Вы вместе читаете и обсуждаете задания, вместе его выполняете, прислушиваясь друг к другу, находите нужные члены предложения, подчеркиваете их, определяете место каждого в предложении,   выбираете нужную схему. О выводах группы расскажет кто-то из ее членов. На эту работу вам дается несколько минут. Все карточки содержат один набор вопросов и отличаются только примерами.


Вопросы карточек:

1.   Найдите подлежащее и сказуемое в данных предложениях.

2.   На каком месте по отношению к сказуемому находится подлежащее?

3.   Выберете правильную схему и обоснуйте свой ответ.

 

Предложения для анализа:

 Карт. 1:

В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука.

Я оделся и вышел в сад.

Резкий воздух обмыл лицо – сон сразу прошел.

 

Карт. 2:

До чего же хорош лес осенью!

Ходите все смело в него, пусть любуется каждый необыкновенной красотой. 

Разве устоит кто перед этим великолепием?!

 

Карт. 3:

Солнце выйдет из тумана, поля просторные озарит вновь.

Дождик холодный стучал по крышам, ветер с севера налетал порывами.

Гнулись под ветром ели серебристые.

 

Карт. 4:

Ветра не было, но все листья на землю осыпались.

К верхушкам берез потянулись солнечные блики.

(Задания групп высвечиваются на кране. Схемы вывешиваются на доске в две колонки.)


Итак, в одной колонке получились иллюстрации к прямому порядку слов, а в другой – к обратному. Как вы думаете, предложение с каким порядком слов чаще употребляются в нашей речи? Почему? ( С целью усилить выразительность речи).

 

Вот два предложения:

1.   Игривый ветер гоняет листву. 

2.   Листву гоняет ветер игривый.

 

Какое предложение звучит более ритмично, выразительно? Второе?  Разберите его по членам предложения и докажите, что здесь обратный порядок слов.

В литературе есть средства художественной выразительности, основанное на обратном порядке слов. Какое? Что же такое инверсия?

Дома вы должны были не только  постараться дать определение инверсии, но и привести примеры из художественной литературы.

Давайте сравним ваши ответы с определением, которое дается в словаре литературоведческих терминов (высвечивается на экране):

 

Инверсия (от лат. inversion - перестановка) – стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок.

Это определение из словаря. Какой это стиль речи? Посмотрите, какой порядок слов использован в определении? Перестройте определение, используя обратный порядок. Что получится? Может такое определение быть в словаре? Почему? А в каком стиле речи наиболее часто употребляются средства художественной выразительности?

Итак, мы выяснили, что инверсия употребляется для большей выразительности, эмоциональности в художественном стиле речи и недопустима в стиле научном.

Давайте попробуем найти прямой и обратный порядок слов в тексте. У вас на столах есть карточки. Прочитайте текст, определите тему текста. Найдите главную мысль этого отрывка и определите стиль текста.  Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.


Писать о лесах любимое мое занятие. О судьбах лесов написано не мало  но время снов.. и снов.. возвращает нас к этой теме.

Необыкновенно важна роль леса в истории народов и цивилизации  в жизни человека и его становлении.

Русский лес…  На память приходят слова поэта И.С. Никитина:

Шуми  шуми  зеленый лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой  и блеск небес

Над головой твоей кудрявой.


Как вы думаете, где инверсия употребляется чаще – в поэзии или в прозе? Да, конечно, в поэзии.

Теперь давайте проверим себя. Обведите номер того предложения, где есть инверсия (текст  на экране и на карточках):


1.   Ручей тихо журчал в траве.

2.   Вся южная сторона неба густо залита багровым заревом.

3.   Растет цветок в тиши нетронутой.

4.   Люблю я пышное природы увяданье.

5.   Вышел месяц ночью темной.

6.   Воробушки игривые, как дети сиротливые, прижались у окна.

( ответы высвечиваются на экране)


Наш урок подходит к концу:

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Чему  мы учились на уроке?

Домашнее задание: нарисуйте иллюстрацию к данному стихотворению.

 

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
free counters
Free counters
Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz