Сергей Есенин как национальный поэт
Цель урока: воспитать любовь к Родине; познакомить учеников с особенностями творческого метода поэта; показать народность творчества С.А. Есенина; совершенствовать навыки анализ стихотворений. Оборудование урока: портреты и фотографии Есенина. Методические приемы: лекция с элементами беседы; анализ стихотворений.
Ход урока
1. Слово учителя Сергея Алексеевича Есенина представлять, кажется, не надо – это самый читаемый в России поэт. Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу, всеобщее признание. Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком». Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все, написанное им, проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины – основное в моем творчестве». Заметим, не «тема», а «чувство». Например, в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная» (читаем его) рисуется образ родины – рая. Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой, что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды. Прочитаем его автобиографию, написанную им самим незадолго до смерти, в октябре 1925 года. (Читаем «О себе»). Есенин настолько «свой», что нам кажется, что о нем – то мы знаем все. И все же этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит, как оказывается, еще много загадок. В саамам звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее – и никаких псевдонимов, столь популярных в его время, не понадобилось.
2. Доклад – сообщение ученика о биографии Есенина
3. Чтение и анализ стихотворений
Самое первое, как помнил сам поэт, стихотворение: Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет – Изумительная миниатюра, зачаток всей будущей поэзии Есенина. Здесь и метафоричность, пронизывающая все, и красота природы, и любовное, интимное, бережное к ней отношение. Читаем стихотворение «В хате» (1914) Пахнет рыхлыми драченами; У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз. Вьется сажа над заслонкою, В печке нитки попелиц, А на лавке за солонкою – Шелуха сырых яиц…
Это стихотворение стало событием в русской поэзии. Здесь нет ярких красок, вычурных образов, все очень обыденно, достоверно, непоэтично – какие – то тараканы… И все же чем – то оно притягивает: наблюдательностью, меткость зарисовки, задушевностью интонации. Авторское отношение не высказано явно. Но лирическое чувство просвечивает во внимательном и нежном отношении, в откровенности, доверительности, в мелодии самого стиха. Поэзия обыденности удивляет, ведь до Есенина крестьянский быт лишь объектом сострадания. Известный знаток русской поэзии, профессор Московского университета И.Н. Розанов вспоминал: «Еще более произвело на меня впечатление «В хате», и особенно три последние строчки:
От пугливой шумоты Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты.
И ночью, ложась спать, я все восхищался этой «пугливой шумотой». Мировосприятие Есенина складывалось под влиянием русской природы. Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия. - Как Есенин изображает природу? (Природа олицетворена, одухотворена Есениным. Образ живой природы создается, например, обращениями: «Сыпь ты, черемуха, снегом, / Пойте вы, птахи, в лесу»; «Край ты мой заброшенный, / Край ты мой, пустырь»; «Черная, потом пропахшая выть! / Как мне тебя не ласкать, не любить?»; «Край любимый! Сердцу снятся / Скирды солнца в водах лонных, / Я хотел бы затеряться / В зеленях твоих стозвонных»…) Заметим, что в олицетворении «В зеленях твоих стозвонных…» звуковой образ, который чаще всего озвучивает есенинские сюжеты: звон, поэт использует неологизм, усиливающий звуковое впечатление – «стозвонный», звон слышен в аллитерациях этих строк. Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина: «Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поет зима – аукает, / Мохнатый лес баюкает / Стозвоном сосняка». В звуковых образах воспринимаются цветовые, зрительные явления: «В роще по березкам / белый перезвон»; «Я хотел бы затеряться / В зеленях твоих стозвонных»; « А у низеньких околиц / Звонко пахнут тополя»; «Мне навстречу, как сережки / Перезвенит девичий смех». Этот ряд можно продолжить. В поэзии Есенина есть и тихие звуки «шелест тростника», «шепот сосняка», «говор кроткий», «слабый крик», «тягучий вздох», «нежно охает ячменная солома», и свист, и гудение, и крик, и молитва, и песня, и множество других звуковых образов. Природу поэт ощущал в движении, одно явление природы мог передать через другое: «Сыплет черемуха снегом», «Как метель черемуха машет рукавом»; «И горит в парче лиловой / Облаками крытый лес». В последнем примере отмечает яркую цветопись.
Задание - Найдите примеры цветового изображения. Какие цвета преобладают в стихах Есенина? Даем несколько минут на выполнение задания. (В стихах Есенина оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки желтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, медный; много зеленого цвета, синего и голубого. Есть и белый, и черный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки.) В лирике Есенина и движение, и звуки, и краски мира. Есть и запахи.
Задание - Найдите примеры изображения запахов (даем время). («Запах меда от невинных рук», «пахнет смолистой сосной», «духовитые дубровы», «пахучий макиш тишины», «пряный вечер» и т.д.) - Какие явления природы чаще всего изображает Есенин? (зори, закаты, снег, дождь, ветер, тучи, озера, реки… Есенин рисует и мир животных, и мир растений. Особенно часто встречается образ дерева. Образ девушки постоянно связан с образом тонкой березки, образ души – с весенним цветением, образ лирического героя – с кленом. Найдите примеры.) Мы успели рассмотреть лишь некоторые стороны есенинского художественного мира, мира родной природы – родины. В дальнейшем проследим, как развиваются есенинские традиции в русской поэзии (например, творчество Николая Рубцова). В конце урока послушаем стихотворение Есенина, может быть, песни на его стихи.
Домашнее задание
Сопоставить стихотворения Тютчева «Чародейкою зимою», Фета «Печальная береза» и Есенина «Пороща» и «Береза» (можно по группам). Почитать любовную лирику Есенина, выучить стихотворение (по выбору).
|
|
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
Free counters
|