Пятница, 29.03.2024, 05:35
сайт Савровой Елены Анатольевны
Приветствую Вас Гость



"Почему мы так говорим?"
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Почему мы так говорим?"
 

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам предшественниками…Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса…Берегите чистоту языка, как святыню».

Цель:
- обучать правильному употреблению слов в русском языке;
- развивать речь учащихся, логическое мышление, творческие способности;
- воспитывать любовь к родному языку у учащихся.

Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным – немота.»
- Что же такое слово? Это единица речи, «кирпичики», из которых строится наш «дом» - язык.
- Как называем мы все слова языка? (Лексика)
   Язык- удивительное орудие, посредством которого люди общаются, передают друг другу свои мысли, опыт.
Рассказывается легенда об Эзопе:
«Древнегреческий баснописец Эзоп, раб Ксанфа, на его просьбу приготовить самое лучшее блюдо к приходу его друзей, пошёл на базар, купил языки и приготовил их. На вопрос Ксанфа, почему языки- он ответил, что ничего нет лучше языка: при помощи языка строятся города, развивается культура, люди объясняются друг с другом, можно просить, приветствовать, мириться, вдохновлять на подвиги, выражать радость, любовь.Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его друзьям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приготовил к обеду «самое худшее». Эзоп опять пошёл на базар покупать языки и приготовил их. Все удивились этому. Эзоп же сказал: «Что может быть на свете хуже языка? Посредством языка люди ссорятся, огорчают друг друга, лгут, хитрят. Язык может сделать людей врагами, он может послужить началом войне, приказывает разрушать города и целые государства, он может принести в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Не всем гостям было приятно слышать эти слова Эзопа.
»
Итак, мы видим, что языком нужно пользоваться очень умело, осторожно, обдуманно.
   Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире и самому себе. Ведь, чтобы о чём-то говорить, думать, надо его как-то называть. Самые простые слова – имена того, что человек видит вокруг себя. Они, как «этикетки» : это стол, это кошка, это окно. Такими словами как бы увешано всё вокруг нас. В них хранятся знания языка о мире. В других словах содержатся знания не столько о мире, сколько о самом языке : как с ним управляться, чтобы говорить.
Это слова – организаторы. С их помощью мы организуем свою связную речь.
- Сколько же слов в русском языке ? (Их более 120 000)
Учёные считают, что активный словарный запас современного образованного человека составляет примерно 10 000- 12 000 слов, а в книжной речи человек использует 20 000-24000 слов. Пассивный запас ( знает, но практически не употребляет )- 30 000 слов.
   Наши слова мы составляем из звуков, выделяя какой-либо звук голосом – ударением. В русском языке нет постоянного ударения. Тем не менее, от того, насколько правильно мы ставим ударение, зависит понятность и правильность нашей речи.
   Вот что рассказал нам школьный портфель (Один ученик читает наизусть рассказ портфеля. )
«Знакомьтесь : Петя. Мой сосед. Ему уже 12 лет.
Но говорит он до сих пор
Не коридор, а «колидор».
«Дилехтор» входит в кабинет.
Закрыт мага'зин на обед…
Хозяйка моет стаканы'.
Секёт свеклу.
Пекёт блины».
И до меня дошёл черёд :
Портфель он по'ртфелем зовёт.
Но мне не зря родную речь
Судьбой доверено беречь.
И я придумал, не шутя,
Пусть и его зовут Петя'.
»
   Даётся задание ученикам:
Поставить ударения в словах- алфавит, портфель, магазин, звонят, изредка.
   Не только неправильное ударение делает нашу речь некрасивой, неграмотной. Многие ребята употребляют в своей речи слова-сорняки, слова-паразиты (ну, так сказать, вообще и др.)
-Почему их так назвали, как вы думаете? Что мы делаем с сорняками в нашем огороде?
-Почему же мы употребляем их в своей речи? В устной речи такие слова, возможно, используются для того, чтобы сделать мыслительную паузу, передышку, а чаще, когда не знаем, что сказать. Эти слова, как сорняки, засоряют речь, если у вас есть такой недостаток, нужно поскорее от него избавиться. Часто этот недостаток речи используется писателями для создания комического эффекта. (Н. В. Гоголь «Мёртвые души», «Повесть о капитане Копейкине». )
   "Вдруг в комнате, понимаете, пронеслась чуть заметная суета, как эфир какой-нибудь тонкий. Раздалось там и там: "шу, шу", - наконец тишина настала страшная. Вельможа входит. Ну... можете представить себе: государственный человек! В лице, так сказать... ну, сообразно с званием, понимаете.. с высоким чином... такое и выраженье, понимаете. Все, что ни было в передней, разумеется, в ту же минуту в струнку, ожидает, дрожит, ждет решенья, в некотором роде, судьбы"
   Задание: уберите из данного текста слова-сорняки, прочитайте полученное.
   Совсем исключить из вашего лексикона следует так называемые «модные» словечки, выражения ученического, подросткового жаргона: законно, классно, клёво, прошвырнуться, тусоваться, предки и др.У этих слов есть замечательные эквиваленты-синонимы. Подберите их.
Послушайте, как будет звучать на этом «тарабарском» языке отрывок из известной вам сказки « Красная шапочка».
   «Всю дорогу, со страшной силой хиляя по лесу, Серый Волк подклеивался к клеевой чувихе и потрясной Красной Шапочке. Та сразу усекла, что Серый Волк – слабак и задохлик, и стала толкать ему про больную бабушку. «Слушай, детка, прими таблетку,-сказал Серый Волк.- Это всё не фонтан, пшено и не в жилу». «Отпад,- сказала Красная Шапочка.- Будь здоровчик!»

   Не украшают нашу речь и невнятность, торопливость, «проглатывание» букв и целых слов.
Посмотрите, что произошло, когда, встретившись, два приятеля не поняли друг друга. (Инсценирование « Несуразные вещи», участвуют 2 ученика)
-Здравствуй!
- Привет!
- Что это ты несёшь?
- Несу разные вещи.
- А почему они несуразные?
- Сам ты несуразный! Вещи я несу разные. Разные. Понял? Вот несу мел.
- Что не сумел?
- Отстань!
 - Да ведь ты говоришь- не сумел. А что не сумел-то?
- Мел несу! Слушать надо! Несу мел Мишке. Ему же надо будет.
- А зачем несёшь, если ему жена добудет?
- Какая жена? Это у Мишки- жена? Я сказал: ему надо будет, понадобится значит.
- А-а.
- А ещё у меня для Мишки новость: нашлась та марка, которую он давно ищет.
- Тамарка?
- Ага.
- Симпатичная?
- Красивая! Зелёная такая…
- Как это?
- Зелёного цвета.
- Это что же, волосы у неё зелёные, что ли?
- У кого волосы?
- Да у Тамарки!
- Что-о?
- Ну ты же сам сказал: нашлась Тамарка…
- Марка! Та марка, которую Мишка давно искал, зелёненькая такая.Прощай, некогда мне.
- Пока. Ну смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

Чтобы правильно и красиво писать и говорить, нужно знать грамматику- законы языка, т. к. быть грамотным человеком- это…
- А как вы думаете, что значит - быть грамотным?( Ответы учащихся)
Объясните пословицу: « Писать-то я пишу, а читать в лавочку ношу».
- Подведём итоги:
- Как можно сделать нашу речь правильной, красивой?
- А от чего нужно избавляться в нашей речи?

   Наш русский язык даёт нам прекрасную возможность показать красоту, богатство, звучность нашей речи. Замечательные русские писатели говорили о русском языке так:
«Настоящий, сильный, где нужно- нежный, трогательный, где нужно- строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно –бойкий и живой язык русского народа.» (Л. Н. Толстой).
А вот как говорил о родном языке Иван Сергеевич Тургенев в своём стихотворении в прозе «Русский язык» (ученик читает наизусть стихотворение).

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
free counters
Free counters
Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz