ТЕМА: «ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ»
Задачи:
1. Образовательные: - продолжить развитие понятия о морфологических категориях имени существительного; - знать, на чем основываются различия между одушевленными и неодушевленными именами существительными; - уметь находить олицетворения и определять их роль в тексте;
2. Развивающие: - продолжить развитие монологической речи, навыков выразительного чтения; - продолжить развитие памяти, мышления, внимания, воображения;
3. Воспитывающие: - продолжить воспитание положительного отношения к русскому языку как учебному предмету; - продолжить воспитание любви к родной природе через стихотворения С. Есенина.
Цели:
- знать понятие «одушевленные», «неодушевленные» существительные; - знать, на чем основываются различия между одушевленными и неодушевленными существительными (морфологические особенности); - иметь представление об использовании приема олицетворения в художественной литературе.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения и учения: проблемно – сообщающие, частично – поисковые, исследовательские, словесно – дедуктивные, словесно – традуктивные, наглядно – дедуктивные, практически – традуктивные, практически – индивидуальные.
Оборудование: доска с записями; заготовки текста; учебник «Русский язык», 5 класс, под редакцией М.М. Разумовской; «Литература», 5 класс, часть вторая, под редакцией Курдюмовой; схема – опора «Морфологические особенности одушевленных и неодушевленных имен существительных».
1. Организация начала урока 2. Целеполагание 3. Проверка домашнего задания
- Какое задание вы должны были выполнить дома? - Давайте проверим, как вы справились с домашним упражнением. (К доске вызывается 3 ученика).
- Опираясь на вопросы на стр. 253 учебника, составьте лингвистический текст «Понятие об имени существительном»
4. Актуализация
- Знакома ли вам тема урока? - В чем смысл терминов «одушевленные» и «неодушевленные» существительные? - Приведите примеры из домашнего упражнения, свои примеры. - Используя речевые модели, предлагаемые в упр. 672, расскажите какие имена существительные называются одушевленными, а какие – неодушевленными.
5. Изучение нового материала
- Посмотрите на цели урока и скажите, что нового должны мы узнать? - Проведем эксперимент. (К доске выходят 2 учащихся). Просклоняйте существительные «Капли» и «Петухи». - Выделите окончания. Проверьте друг друга. - Кто увидел особенности склонения этих существительных? - Что можно сказать о первом слове, и о втором? - Какой вывод мы можем сделать?
РАБОТА СО СХЕМОЙ:
Одушевленные Неодушевленные Р = В И = В
- Давайте проверим себя по учебнику - Сейчас я прочитаю отрывок из стихотворения Сергея Есенина, вы внимательно послушайте. Ответьте на вопрос: «Какой прием использует С.Есенин для описания природы?»
Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.
- Дайте определение олицетворения. Приведите примеры олицетворения.
- Давайте проверим, правильно ли мы сказали.
6. Заключение
1/ Прослушайте текст. Какое настроение он передает?
- Так ли? - Так ли? - Так ли? -
Спрашивают капли. Сыплются горошком По крышам, по окошкам.
Петухи и куры Недовольны, хмуры, Мокрою семейкой Зябнут под скамейкой.
- Так ли? - Так ли? - Так ли? –
Спрашивают капли. Глазки умывают Лютики и мак. Весело кивают: - Так! - Так! - Так! (В. Бардадым).
2 / Какая картина возникает в вашем воображении? 3 / С помощью каких выразительных средств автор передает состояние природы? 4 / Найдите существительные, определите одушевленные или неодушевленные. Докажите. 5 / Запишите сочетание слов, которые иллюстрируют прием олицетворения. С помощью какой части речи строится олицетворение? 6 / Внимательно прочитайте стихотворение про себя. Попробуйте найти подходящий тон для чтения.
- Кто лучше прочитал стихотворение? - Какую роль олицетворения играют в тексте?
7. Итог
- О чем мы сегодня говорили на уроке? - Что нового вы узнали?
8. Домашнее задание
|
|
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
Free counters
|